Миракль


Миракль
   К мистерии относится такая разновидность соедневекового театрального представления, как миракль (фр. miracle- чудо). Оно имело религиозно-моралистическую направленность и, как правило, стихотворную форму. В центре миракля история грешника, на совести которого тяжкое преступление против Бога и людей, но который искренне покаялся и в итоге обрел чудесное спасение. В XIM-XIV вв. миракли получили широкое распространение в большинстве европейских стран. Разыгрываемые актерами-любителями на городских площадях, они привлекали массы зрителей.
   В эпоху модерна жанр миракля привлек М. Метерлинка, который в своих пьесах «Сестра Беатриса», «Чудо св. Антония» попытался воссоздать его мистическую атмосферу.
   В русском искусстве начала XX в. жанр мистерии причудливо трансформировался в творческих замыслах А. Н. Скрябина, мечтавшего осуществить постановку всемирной музыкальной мистерии с участием огромных масс людей. Идею мистерии использовали А. Белый («Пришедшие», 1903), В. Маяковский («Мистерия-буфф», 1918), а также В. Э. Мейерхольд в период его работы в Театре революции. Н. Ню Ев- реинов ставил «Поклонение волхвов», где, помимо непосредственных участников постановки, была задействована инсценированная «средневековая толпа». Окружающая актеров, она должна была способствовать созданию «атмосферы» того времени и помогать зрителю ее почувствовать и взглянуть на сцену глазами людей, живших много столетий тому назад.
   Традиция мистериальных представлений нашли своеобразное воплощение в творчестве немецко-австрийского театрального режиссера Макса Рейнгардта (1873-1943). В его спектакле «Чудо» по пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса» посреди гигантского театрального зала был возведен готический собор. Наряду с 250 музыкантами в спектакле участвовали 2000 актеров и статистов, звучал звон настоящих церковных колоколов, сиял свет 60 прожекторов. В поставленном им в 1920 г. в г. Зальцбурге спектакле- моралитэ «Каждый человек» участвовало большое число горожан, были задействованы орган и колокола кафедрального собора. Воздействие спектакля на зрителей было столь значительным, что породило неожиданный эффект - Зальцбургский фестиваль, ставший в XX в. традиционным для художественной жизни Европы. Сакральная драма в новое время На основе сакральных драм в XVI-XVII вв. сложился европейский театр нового времени. Это произошло естественным образом благодаря тому, что в распространившихся в это время иезуитских коллегиумах существовали школьные театры, где регулярно ставились религиозные драмы. То обстоятельство, что крупнейшие европейские драматурги П. Корнель и Ж. Б. Мольер оказались выпускниками этих коллегиумов, позволяет проследить непосредственную связь между религиозной драмой и созданными для светского королевского театра их трагедиями и комедиями.
   Жанр сакральной драмы не исчез с развитием светского театра. На протяжении нового и новейшего времени многие крупные драматурги Запада обращались к нему. Так возникли мистерия П. Кальдерона «Жизнь есть сон» и его же аллегорическая драма «Великий театр мира». Интерес к религиозно-мистическому театру не угас даже в эпоху модерна. На рубеже XIX-XX вв. шведский драматург А. Ю. Стриндберг создает пьесу «Путь в Дамаск» (1904). Выходят «Миракль» (1911) К. Г. Вольмюллера, «Магия» (1913) К. Г. Честертона, «Убийство в соборе» (1935) Т. С. Элиота.
   ◘ Лит.: Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: происхождение и стеновление (Х-ХIII вв.). - М., 1989: Аникст А. А. История учений о драме. Т. 1-5. -М., 1967-1988; Бентли Э. Жизнь драмы. - М., 1978; Вруксон Я. Театр Мейерхольда - Л.-М., 1925; Волькенштейн В. М. Драматургия. - М. 1969; Всеволодский-Гернгросс В, Н. Русская устная народная драма. - М., 1959; Емельянова Т. В. Жанр средневековой мистерии //Страницы. - М., 1997. №2,4; Старк Э. Старинный театр. - Пб., 1922; Woolf R. The Englioh Mystery Plays. - L, 1972.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Синонимы:

Смотреть что такое "Миракль" в других словарях:

  • Миракль — (франц. miracle «чудо») в более широком значении слова всякая (стихотворная или прозаическая) разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом к рого является «чудо» в частности «чудо богородицы» (miracle de Notre Dame). Таковы сборники… …   Литературная энциклопедия

  • миракль — я, м. miracle m. <лат. miraculum чудо.1. Средневековое религиозно назидательное представление в Западной Европе на тему о чуде , совершаемом каким л. святым или девой Марией. СИС 1985. Герой миракля это грешник, который избавляется от… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МИРАКЛЬ — (фр. miracle). Чудо, диво. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. миракль (фр. miracle лат. miraculum чудо) средневековое религиозно назидательное представление в Зап. Европе на тему о чуде , совершаемом… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МИРАКЛЬ — (французское miracle, от латинского miraculum чудо), средневековый драматургический жанр. Религиозно назидательная стихотворная драма, действо о чуде , совершенном святым или Девой Марией. С начала 13 в. миракли получили распространение во… …   Современная энциклопедия

  • Миракль — (французское miracle, от латинского miraculum чудо), средневековый драматургический жанр. Религиозно назидательная стихотворная драма, “действо о чуде”, совершенном святым или Девой Марией. С начала 13 в. миракли получили распространение во… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МИРАКЛЬ — МИРАКЛЬ, миракля, муж. (от лат. miraculum чудо) (ист. театр.). Средневековое драматическое представление религиозного характера, изображающее какое нибудь чудо. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • миракль — сущ., кол во синонимов: 1 • драма (33) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Миракль — (франц. miracle, от латин. miraculum чудо) средневековыемистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудоБогородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий вцеркви. Латинские М. большей частью сочинялись (в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Миракль — (фр. miracle + лат. miraculum – чудо) – жанр западно европейской средневековой религиозно назидательной стихотворной драмы, сюжет которой основан на «чуде», совершаемом каким либо святым или девой Марией. Большой толковый словарь по культурологии …   Энциклопедия культурологии

  • Миракль —     МИРАКЛЬ средневековые мистерии (см. это слово), сюжетом которых было чудо или житие святого …   Словарь литературных терминов

  • Миракль — (фр. miracle, от лат. miraculum  чудо)  средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы. Миракли произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские миракли… …   Википедия

Книги

  • Железный век, Святослав Логинов. Все многообразие красок фантастики и фэнтези в блестящих и стилистически безупречных рассказах Святослава Логинова! Отличное чтение для тех, кто умеет ценить хорошую литературу, прекрасный… Подробнее  Купить за 330 руб
  • Страж перевала, Святослав Логинов. "Страж Перевала" — сборник лучших произведений петербургского фантаста Святослава Логинова. Закованные в броню рыцари, свирепые монстры, таящиеся в темноте загадочные существа и... простой… Подробнее  Купить за 280 руб
  • Господин Миракль, Ив Гандон. На фоне событий середины двадцатого века разворачивается история главного героя, ставшая своеобразным оттиском времени на теле современной французской литературы. Обрывочность повесвования… Подробнее  Купить за 230 руб
Другие книги по запросу «Миракль» >>